3000 р.

Экс-чиновник ИИХФ о вызове игроков КХЛ в сборную Словакии: это огромная победа для лиги

Шимон Шемберг работает в хоккейной среде уже 25 лет. Он трудился на посту пресс-секретаря Международной федерации хоккея (ИИХФ) и видел там времена и лучшие, и худшие.

Чиновник лично принимал участие в запуске проекта Лиги чемпионов, а в настоящее время возглавляет Европейский альянс хоккейных клубов (E.H.C.). В интервью ŠPORT.sk Шемберг рассказывает о том, как воспринимает российскую КХЛ и ее связь с политикой, и какое влияние на хоккей оказывают политические деятели.

Можно ли говорить, что в случае с КХЛ спорт и политика не связаны?


«КХЛ политический проект с момента своего создания в 2008 году. Она никогда бы не стала тем, чем была и остается без прямой помощи Владимира Путина, Кремля и людей, близких к Путину.

Почему же это именно политический проект? Европейские лиги, в отличии от КХЛ, умеют зарабатывать самостоятельно. КХЛ же с финансовой точки зрения не имеет никакого смысла. Сама лига признала, что может покрыть только 10% своих расходов. То есть 90% денег, а может, и больше, поступает от энергетического сектора РФ, который полностью контролируется Путиным, Кремлем и близкими к власти компаниями, такими как «Газпром» и «Роснефть». Так что без политической поддержки КХЛ не существовала бы в том виде, в котором она существует с 2008 года».

Сталкивались ли вы с ситуациями, когда политики оказывали влияние на хоккей?

«Главная причина, по которой первая версия хоккейной Лиги чемпионов закрылась после успешного сезона, заключалась в том, что в это же время стартовала КХЛ. Первый розыгрыш ЛЧ был фееричен с точки зрения количества зрителей, да и финансовое вознаграждение для клубов было высоким.

Но после дебютной кампании российские спонсоры вышли из проекта. КХЛ потянула их за собой, среди них был и «Газпром». По иронии судьбы, это произошло сразу после окончания финального матча, в котором российский «Металлург» (Магнитогорск) уступил в финале швейцарскому «ЗСК Лайонз» со счетом 0:5.

У руководства КХЛ было две причины. Они рассматривали Лигу чемпионов как конкурента, и им не понравилось, что швейцарцы обыграли лучшую российскую команду со счетом 5:0. Это пример того, как политика вмешивается в спорт.

Если мы посмотрим, например, на европейские футбольные кубки, то английская или испанская лиги никогда не скажут, что мы уходим, потому что ЛЧ конкурирует с нашей лигой. Однако КХЛ рассматривала Лигу чемпионов в качестве соперника, потому что понимала, что если европейский турнир будет успешным, то она не сможет стать той большой международной лигой, какой мечтала быть.

Почему КХЛ взяла «Слован» из Братиславы, «Лев» из Попрада, «Йокерит» из Хельсинки? Не потому, что они хотели развивать хоккей в этих странах. Руководители этой лиги вообще не были заинтересованы в развитии спорта в Словакии.

Они сделали это, чтобы быть большой европейской лигой, и это было в основном по геополитическим причинам, а не по спортивным. Не зря же в названии есть слово «континентальная», а трофей назван в честь Гагарина. Это имеет политическое обоснование и символизирует завоевание.

Вы должны понимать всю эту механику работы КХЛ. Поддержка Кремля, деньги из энергетического сектора, причины, по которым они взяли европейские клубы. Все эти вещи взаимосвязаны».

Как вы считаете, переходы, например, словацких хоккеистов в КХЛ осуществлялись клубами или лигой не только по спортивным причинам?


«Определенно да. Каждый игрок, который приезжает в КХЛ из другой страны, особенно из Канады и США, также используется в качестве пропаганды КХЛ, РФ и ее режима.

Когда в КХЛ появляется американец, канадец, чех, швед или словак, они заботятся о том, чтобы национальность этих игроков бросалась в глаза, и часто демонстрируют флаг их страны.

В лиге пытаются сказать, что иностранные хоккеисты не интересуются политикой и просто хотят там играть. Правда в том, что игроки едут туда только ради денег, и ничего больше».

Когда мы брали у вас интервью в прошлом году во время ЧМ, вы сказали, что будете разочарованы, если Словакия возьмет игроков из КХЛ. Расстраивает ли вас это сейчас?

«Федерация хоккея Словакии (SZĽH) и словацкие клубы сами решают, как им поступить в этой ситуации. Я читаю местные СМИ, слежу за различными новостными каналами и знаю, что они провели голосование среди клубов, чтобы решить, могут ли игроки КХЛ представлять страну. Я не считаю себя вправе высказывать свое мнение по поводу процесса голосования.

Однако хочу сказать, что мне, как гражданину Швеции, очень приятно, что шведская федерация ни при каких обстоятельствах не возьмет игрока из КХЛ в национальную команду. И ни один шведский клуб не станет брать хоккеиста из КХЛ, независимо от его национальности. Я очень уважаю такое отношение».

В следующем году Словакия примет участие в чемпионате мира в Швеции. Как, по-вашему, отреагируют шведы и местные СМИ, если словацкая сборная возьмет туда игроков из КХЛ? Будет ли вообще какая-то реакция?

«Очень сложно сказать, что произойдет в следующем году. Я уважаю и ценю словацкий хоккей и словацкие клубы, некоторые из них также входят в Альянс европейских хоккейных клубов. Но могу сказать, что шведские СМИ и местное хоккейное сообщество очень болезненно относятся к игрокам, которые играли в КХЛ после начала войны.

Например, в прошлом году «Скеллефтео» подписал контракт с американцем Кенни Агостино, который выступал в КХЛ. Клуб заявил, что не знал об этом. СМИ тут же начали спрашивать, как они могли подписать парня, который защищал цвета российского клуба. По итогу они расторгли с ним соглашение, потому что давление общественности было слишком сильным».

Как вы думаете, что значит для КХЛ, РФ и их пропаганды то, что Словакия вызвала игроков из их лиги?


«Это огромная победа для КХЛ. Любое признание игрока из КХЛ на международной арене – это успех руководителей лиги. Они видят в этом признание, и это соответствует тому, о чем они постоянно говорят: давайте не будем смешивать спорт с политикой. В то же время это самая политическая лига в мире».

Некоторые люди склонны спорить на эту тему, заявляя, что, в конце концов, США тоже вторгались в другие страны, и никто им ничего не запрещал, так почему мы должны запрещать РФ или русским что-либо?

«Очень часто в дискуссиях можно встретить такие мнения, мол, почему этот хоккеист не должен играть в КХЛ, и почему мы должны запрещать сборной России выступать на ЧМ, когда американцам и их команде никто ничего не запрещал, когда они вторгались в другие страны.

Даже без рассмотрения политических вопросов и сравнения вторжения США во Вьетнам или Ирак и России на территорию Украины, мы можем увидеть, что есть большая разница.

Американские команды не управляются Белым домом, президентом или Конгрессом. Они полностью независимы и получают собственные доходы, которые не поступают от правительства США. В России же деньги прямо или косвенно поступают в клубы из государственных источников.

Некоторые говорят, почему бы игроку не воспользоваться шансом уехать в КХЛ и зарабатывать деньги там? Вопрос морали – очень сложная вещь. Мирослав Шатан на пресс-конференции сказал, что у всех разные принципы. И я с этим полностью согласен. То, что правильно для меня, может быть не правильным для кого-то другого.

Но люди должны понять, что когда хоккеист играет в КХЛ, то, независимо от того, как это служит пропаганде, он зарабатывает деньги из тех же источников, которые оплачивают военные действия».

Автор: Martin Toth-Vaňo

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 20.08.2024 Vladimir 7