3000 р.

Во Франции о продолжающейся миграции игроков Лиги 1 в РПЛ: Россия стала уникальным рынком

www.lequipe.fr
Вчера в 08:08
Футбол. статьи

Он даже не колебался. Получив предложение от «Краснодара», Гаэтан Перрен сообщил руководству «Осера» о своем желании уйти. Теперь французский хавбек играет в одной команде с бразильцем Дугласом Аугусто, который этим летом также перешел в стан чемпионов России, покинув «Нант».

Перрен будет не единственным обладателем французского паспорта, отправившимся в это трансферное окно в российский чемпионат – уже в ближайшее время тольяттинский «Акрон» подпишет экс-вингера «Нанта» Маркуса Коко.

За последние три года трансферов из Франции в Россию было не так много: в августе 2023-го молодой бразилец Камило, никогда не игравший за первую команду «Лиона», поехал в грозненский «Ахмат», а в январе 2024-го Жерзино Ньямси перешел из «Страсбура» в московский «Локомотив».

С трансферами в противоположном направлении тоже негусто: год назад экс-вратарь «Краснодара» Матвей Сафонов был за 20 млн евро куплен «ПСЖ», летом 2022-го «Ницца» приобрела у «Локомотива» Алексиса Бека-Бека, Монтассар Тальби сменил «Рубин» на «Лорьян», а Максимилиано Кофрие ушел из «Спартака» в «Клермон».

Экономические санкции, введенные Европейским союзом против России в феврале 2022-го, привели к сокращению количества трансферных сделок с клубами РПЛ, но не запретили их, хотя значительно усложнили их осуществление.

Юристка Саломе Лемассон, являющаяся специалистом в области международных санкций, описывает ситуацию следующим образом:

«Как правило, физическое или юридическое лицо сначала должно определить, не совершает ли сделку с лицом, активы которого в Европейском союзе заморожены, а затем рассмотреть возможность применения против того отдельных секторальных ограничений, которые регулярно пересматриваются».

Перенося все это на историю с футбольными трансферами, правила будут соблюдены, если российский клуб прямо или косвенно не принадлежит близкому к властям влиятельному олигарху, члену правительства, газовым или нефтяным госкомпаниям. Принадлежащий «Газпрому» «Зенит» или близкий к армии московский ЦСКА – очевидные примеры такой связи. Далее будет необходимо проверить законность сделки.

«Отраслевые ограничения никак не затрагивают футбол, – отмечает г-жа Лемассон. – Однако трансфер игрока – это не только футбол, это еще и экономическая сделка. Оформить переход того или иного игрока технически возможно, но сможете ли вы получить оплату? В этом случае вам стоит изучить банковские ограничения и узнать, какие банки и контрагенты участвуют в сделке. Это все довольно сложное дело».

Неспроста все 3 последних трансфера между французскими и российскими клубами были оформлены с участием «Краснодара», созданного в 2008 году миллиардером Сергеем Галицким. Как сообщается, основатель «русского Walmart» не слишком близок с президентом России Владимиром Путиным.

По данным ряда независимых СМИ, Галицкого вынудили продать свою бизнес-империю «Магнит» государственному банку ВТБ, который был отключен от SWIFT. А стадион, который построил бизнесмен, не попал в окончательный список арен, принявших матчи Чемпионата мира 2018. Кроме того, на Галицкого не распространяются ни европейские, ни американские санкции.

Впрочем, все это не освобождает клубы, оформляющие сделки с «Краснодаром», от постоянных проверок.

«Для каждой транзакции французский банк обязан провести проверку соответствия требованиям и полностью просканировать российскую организацию, чтобы удостовериться в отсутствии у нее связей с подсанкционными государственными структурами и чувствительным сектором (финансы, газ, оружие), – объясняет агент ФИФА Жереми Буи, работающий с российским рынком около 10 лет. – Это занимает существенное время и оказывает влияние на то, почему эти трансферы так долго оформляются.

«Нант», отказавшийся ответить на наши вопросы о переходе своего полузащитника в «Краснодар», отправил следующее сообщение:

«Трансфер Дугласа Аугусто в российский клуб «Краснодар», очевидно, был юридически подтвержден специализированными юристами и строго соответствует европейским нормам и правилам ФИФА».

Случившийся в январе 2024-го переход Жерзино Ньямси в московский «Локомотив» мог бы создать проблемы для «Страсбура», учитывая, что этот российский клуб не является частным и принадлежит государственной компании РЖД.

Однако французский клуб заверяет нас:

«Когда трансфер Жерзино Ньямси был оформлен, ни «Локомотив», ни его контролирующие структуры не подвергались заморозке активов или торговых операций, наложенной европейскими судебными органами во время волны санкций. В соответствии с европейским законодательством и рекомендациями французского правительства, перед осуществлением перевода мы проконсультировались с французским казначейством и отделом комплаенса нашего банка. Мы работали в рамках законодательства, действовавшего на момент оформления сделки, проявляя повышенную бдительность. Мы запросили рекомендации у властей и внедрили усиленный контроль. Сделка была одобрена».

Однако в последние месяцы французские власти вновь проявляют активный интерес к сделкам с российскими организациями, оказывая довольно сильно давление на участников рынка, требуя от тех воздержаться от торговых отношений с Россией.

«Как бы то ни было, в России по-прежнему присутствуют около сотни французских компаний (например, «Total») и тысячи граждан Франции. Пока французские компании остаются в России, будет существовать каналы для проведения транзакций и, следовательно, футбольных трансферов тоже», – уверяет агент ФИФА Буи.

Но все ли французские клубы открыты для трансферов с российскими коллегами в нынешних геополитических условиях?

«Иногда это выгодно. Например, я не уверен, что многие европейские команды предложили бы 6,5 млн за такого игрока, как Дуглас Аугусто. Видя, что денег от телевизионных прав, становится мало, владелец «Нанта» Вальдемар Кита, должен был без колебаний согласиться на эту сделку с «Краснодаром», – подчеркивает другой агент, знакомый с ситуацией на рынке.

Один из руководителей клуба Лиги 1, также пожелавший дать свой комментарий на условиях анонимности, отметил, что не возражал бы, если бы правила позволяли вести бизнес с российскими клубами. Во Франции только «Ницце», у которой английский акционер, запрещено оформлять любые трансферы с Россией.

Тем не менее, недавний скандал, возникший в Швейцарии после назначения Фабио Челестини на должность главного тренера московского ЦСКА, может вызвать опасения у французских игроков по поводу возможного переезда в Россию. Швейцарские законы запрещают кому-либо получать финансовые ресурсы от субъекта, находящегося под санкциями – за возвращение денег, заработанных в Москве, может наступить тюремное заключение.

«В случае Челестини проблема не столько в том, что он работает в России, а в том, что его клуб находится под контролем лиц, включенных в санкционный список. Зарплату ему платят лица, которых санкции должны изолировать от международной торговли. Если такое случается с гражданином Франции, санкции довольно похожи на швейцарские. Здесь нужно смотреть, кто конкретно платит зарплату. Даже в России зачастую сложно определить, кто чем владеет и что контролирует», – резюмирует юристка Лемассон.

В любом случае у Перрена, подписавшего контракт не подпадающим под санкции «Краснодаром», не должно возникнуть проблем в деле возвращения заработанных денег во Францию.

Автор: Damien Degorre

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Обсуждение

  • 29.07.2025 Bootini 1