Octopus Thrower (Детройт): легенда, которую забыли – Федоров заслужил выведения его номера из обращения
Можете ли вы назвать последнего игрока «Детройт Ред Уингз», который стал самым ценным игроком НХЛ, выиграв «Харт Трофи»?
Большинство болельщиков наверняка скажут – Стив Айзерман, человек, носивший капитанскую повязку «Детройта» более двух десятилетий и трижды выигрывавший Кубок Стэнли. Кто-то вспомнит «Волшебника» Павла Дацюка или «Идеального человека» Никласа Лидстрема. Вероятно, кто-то из них в какой-то момент признавался MVP?
Удивительно, но ни один из этих трёх игроков не выигрывал приз самому ценному игроку НХЛ – и даже не занимал второе место. Лучшие результаты Дацюка (в сезоне 2008–09) и Айзермана (1988–89) – это третье место. У Лидстрема – четвёртое в кампании 2007–08.
Болельщики постарше могли бы подумать, что никто из «Ред Уингз» не выигрывал MVP со времён великого Горди Хоу. «Мистер Хоккей» действительно завоёвывал этот приз шесть раз в 1950-х и 60-х, но он – не последний обладатель приз в форме «Детройта».
Эта честь принадлежит самому забытому из легенд «Ред Уингз» – Сергею Фёдорову, который выиграл «Харт Трофи» в сезоне 1993–94.
Хотя в 1990-х он был одним из первых лиц НХЛ, Фёдоров часто остаётся в тени у тех, кто начал смотреть хоккей уже в 2000-х. Даже среди фанатов, наблюдавших за великой командой 90-х, чаще вспоминают Айзермана, Лидстрема, Брендана Шэнахана, Владимира Константинова и даже Даррена Маккарти, хотя статистика Сергея зачастую лучше.
Причин, по которым он не получает должного уважения, много. Но сначала – давайте вспомним, что сделал №91 в составе «Ред Уингз».
На льду и вне его Сергей Фёдоров был одним из самых влиятельных игроков в истории «Детройта»
Фёдоров был выбран в четвёртом раунде драфта НХЛ 1989 года. Это было неожиданно, учитывая предвзятое отношение к русским хоккеистам в то время и трудности с выездом из СССР. Однако «Детройт», переживший эпоху «Мёртвых Крыльев», рискнул – и не пожалел.
Руководству команды пришлось организовать буквально шпионскую операцию, чтобы помочь Фёдорову бежать из Советского Союза. В сезоне 1990–91 он дебютировал в НХЛ в возрасте 21 года.
Почти сразу стало ясно, что риск был оправдан. В своих первых трёх кампаниях Сергей забивал не менее 30 голов и набирал минимум 79 очков. А в чемпионате 1993–94 он выдал звёздную статистику: 56 шайб и 120 баллов в 82 матчах. Это четвёртый результат по взятиям ворот и пятый по очкам за сезон в истории «Детройта».
В регулярке 1995–96 россиянин записал в свой актив 107 результативных действий (39+68), но больше 100 очков за сезон уже не набирал. Тем не менее он ещё четыре раза забивал не менее 30 голов в чемпионате, в том числе пять раз в одном матче, и стабильно выбивал свыше 60 баллов.
В плане защитных действий Фёдоров считался лучшим форвардом 1990-х, а также - одним из самых техничных конькобежцев лиги. Он дважды выигрывал «Селке Трофи» – приз лучшему оборонительному нападающему.
Но особенно ярко Сергей проявлял себя в плей-офф. Он сыграл ключевую роль в трёх победах «Ред Уингз» в Кубке Стэнли – в 1997, 1998 и 2002 годах.
С 1995 по 1998 год российский игрок в постсезоне каждый раз набирал не менее 20 очков. Один раз стал лучшим бомбардиром, один – лучшим снайпером, дважды – лучшим ассистентом плей-офф. В 2002 году набрал 19 баллов и снова завоевал Кубок.
Помимо игры, Фёдоров стал международным символом благодаря сотрудничеству с Nike – у него были именные коньки и легендарные рекламные кампании.
Сергей входит в топ-5 команды по большинству статистических показателей: 4-е место по голам (400), 7-е по передачам (554), 6-е по очкам (954). В плей-офф по результативным действиям он третий в истории «Ред Уингз» – 163, уступая лишь Айзерману (185) и Лидстрему (183).
Россиянин был включён в Зал хоккейной славы в 2015 году и вошёл в список 100 величайших игроков в истории НХЛ в 2017-м.
Почему №91 до сих пор не выведен из обращения?
Главная причина – его уход из клуба. В сезоне 1997–98 он был ограниченно свободным агентом и пропустил большую часть регулярки в ожидании нового контракта. Сергей даже согласился на предложение «Каролины», но «Ред Уингз» его повторили.
В 2003 году, уже как полноценный свободный агент, Фёдоров получил от владельца клуба Майка Илича оффер на 50 млн за 5 лет – чтобы завершить карьеру в «Детройте» самым высокооплачиваемым игроком. По одной версии, он отказался. По другой – попросил немного времени, чтобы изучить рынок, что оскорбило владельца, и предложение было отозвано.
Так или иначе, Сергей подписал договор с «Анахаймом» – командой, выбившей «Ред Уингз» в плей-офф годом ранее. Причём сумма была меньше: 40 млн на 5 лет.
Владелец винил Фёдорова в уходе, фанаты чувствовали предательство. Особенно болезненным был его первый матч в Детройте в форме соперника – его освистывали весь поединок.
Основная версия – он устал быть в тени Айзермана и хотел быть главным лицом команды. Это также может объяснять, почему его недооценивают в истории клуба. Айзерман – капитан, спасший «Мёртвые Крылья» и вернувший Кубок Стэнли. Фёдоров – вроде бы «лишь» его напарник, хотя статистика говорила обратное.
Кроме того, в 90-х в США сохранялось холодное отношение к русским, что сказывалось и на восприятии Фёдорова. Его называли слишком «изящным», недостаточно жёстким и «не таким, как североамериканцы».
Прошло более 20 лет. Обиды остались в прошлом. Сам Сергей признался, что сожалеет о том, что покинул «Ред Уингз», и хотел бы всё вернуть.
Так что, вместо того чтобы фокусироваться на негативе, давайте вспомним, сколько он сделал для клуба, и начнём с главного – пора поднять №91 под своды арены.
Автор: Drew Dykowski